§10 Второй номер из моего списка прост. Один единственный день я должна со всем соглашаться.


— Надо же, ты встала! — восклицает папа, замечает, что я надела мини-платье, и поджимает губы. — Дай-ка я угадаю. Ты встречаешься с подругой?
 — А что, нельзя?
 Он пододвигает мне через стол витамины.
 — Не забудь принять.
 Обычно папа приносит мне их на подносе, но сегодня ему не придется возиться. Казалось бы, радоваться должен, но нет — сидит и следит, как я глотаю пилюлю за пилюлей.

Витамин Е помогает организму справиться с анемией.
Витамин А нейтрализует воздействие облучения на кишечник.
Вяз ржавый восстанавливает слизистую оболочку, которая выстилает внутренности.
Кремний укрепляет кости.
Калий, железо и медь стимулируют иммунную систему.
Алоэ вера полезно для здоровья в целом.
А чеснок — ну, папа где-то прочитал, что достоинства чеснока еще до конца не исследованы. Он называет его «витамин Икс». Все это я запиваю свежевыжатым апельсиновым соком с ложкой неочищенного меда. Ням-ням.


 Улыбнувшись, я отодвигаю поднос. Папа ставит его в раковину.
 — Мне казалось, вчера тебя тошнило и болели ноги, — говорит он, открывая кран и ополаскивая чашку.
 — Сегодня все в порядке. Ничего не болит.
 — Может, тебе лучше отлежаться?
 Это скользкая тема, и я быстренько перевожу разговор, переключив внимание на брата, который ковыряется ложкой в куче размокших кукурузных хлопьев. Вид у него такой же мрачный, как у папы.
 — Что с тобой? — спрашиваю я.
 — Ничего.
 — Сегодня суббота! Ты разве не рад?
 Брат злобно смотрит на меня:
 — Ты все забыла?
 — Что забыла?
 — Ты обещала на каникулах сводить меня по магазинам! Ты сказала, что возьмешь кредитку. — Он зажмуривается. — Я так и знал, что ты все забудешь!
 — Успокойся! — предупреждает его папа суровым голосом, как всегда, когда брат начинает капризничать.
 — Брат, я все помню, но я же не обещала, что мы пойдем сегодня.
 Он бросает на меня свирепый взгляд:
 — А я хочу сегодня!



 Значит, делать нечего: таковы правила. Второй номер из моего списка прост. Один единственный день я должна со всем соглашаться. Что бы это ни было и кто бы ни попросил.
 Когда мы выходим из калитки, я заглядываю в светящееся надеждой лицо брата, и меня внезапно пробивает страх.
 — Я напишу подруге и скажу, что мы идем, — говорю я ему.
 Он сообщает, что не может ее терпеть и это плохо, потому что она мне нужна. Ее напор. То, что при ней всегда происходит что-то интересное.
 — Я хочу на детскую площадку, — заявляет брат.
 — Ты ведь уже большой мальчик.
 — Ну и что? Там весело.
 Я часто забываю, что брат еще ребенок, что он по-прежнему любит качели с каруселями и все такое. Ладно, в этом нет ничего дурного, и подруга пишет в ответ, что все в порядке, она все равно опоздает, так что встретимся в парке.
 Я сажусь на скамейку и смотрю, как брат лазит по паутине из канатов. Наверху его еле видно.
 — Я хочу выше! — вопит он. — Можно я залезу наверх?
 — Давай, — кричу я в ответ, потому что поклялась себе со всем соглашаться и таковы правила.
 — Я вижу самолетики изнутри! — орет брат. — Лезь сюда!
 В мини-платье карабкаться трудновато. Паутина качается, туфли приходится сбросить. Брат надо мной хохочет.
 — Наверх! — командует он.
 Черт, это и правда высоко, а внизу канаты трясет какой-то пацан с мордой шире автобуса. Я подтягиваюсь, не обращая внимания на боль в руках. Я тоже хочу увидеть самолетики изнутри. Я хочу смотреть на ветер и ловить руками птиц.

 Наконец я наверху. Мне видно крышу церкви, верхушки деревьев в парке и каштаны, которые вот-вот полопаются. Воздух чист, и облака проплывают близко, как будто я на какой-нибудь высокой горе. Я гляжу вниз: люди, задрав головы, смотрят на нас.
 — Высоко, правда? — говорит брат.
 — Да.
 — Теперь пошли на качели?
 — Да.
 Я согласна на все, что бы ты ни предложил, брат, но сперва мне хочется почувствовать, как в лицо дует ветер. Я хочу увидеть траекторию, по которой Земля медленно вращается вокруг Солнца.
 — Я же говорил, тут весело. — брат сияет от радости. — Давай покатаемся на всем!
 У качелей очередь, и мы идем качаться на доске. Я по-прежнему тяжелее брата, я все еще его старшая сестра. Я с силой отталкиваюсь ногами от земли, так что братишка подлетает высоко и визжит от смеха, жестко приземлившись на задницу. У него будут синяки, но ему все равно. Соглашайся, просто соглашайся.

 Мы облазим всю площадку, с трудом протискиваемся в домик наверху лесенки в песочнице. Залезаем на мотоцикл на огромной пружине. Когда я взбираюсь на него, мотоцикл сильно заваливает набок, и я обдираю колено о землю. Мы изображаем гимнастов на деревянном бревне, проходим по азбуке-змейке, прыгаем в классики, карабкаемся по лестницам. Потом возвращаемся на качели, я быстренько сажаю брата на свободные, и все мамаши, вытирающие носовыми платками пухлые щеки своих малышей, дружно на меня шипят. Мое платье задирается, обнажая бедра. Я смеюсь, откидываюсь назад и раскачиваюсь сильнее. Быть может, если я раскачаюсь высоко-высоко, мир станет иным.

 Я не заметила, как подошла подруга. Когда брат показывает мне на нее, она наблюдает за нами, прислонившись к воротам площадки. Наверно, она стоит там целую вечность. На ней топик и юбка, едва прикрывающая задницу.
 — Доброе утро, — здоровается она, когда мы подходим ближе. — Я смотрю, вы начали без меня.
 Я заливаюсь румянцем:
 — Брат попросил, чтобы мы покачались на качелях.
 — И ты конечно, согласилась.
 — Да.
Подруга задумчиво смотрит на брата.
 — Мы идем на рынок, — сообщает она. — Купим кое-что, поболтаем о своем, о девичьем, тебе с нами будет скучно.
 Он поднимаем испачканное грязью лицо и сердито глядит на нее:
 — Я хочу в магазин для фокусников.
 — Вот и хорошо. Иди. Пока-пока.
 — Он поедет с нами, — сообщаю я подруге. — Я ему обещала.
 Она вздыхает и отходит. Мы с братом следуем за ней.

 В школе только она не испугалась моей болезни. Она и до сих пор единственная из всех, кого я знаю, ходит по городу с таким видом, будто на улице не могут ограбить, пырнуть ножом, будто автобусы никогда не выезжают на тротуар и никто ничем не болеет. Когда я с ней, мне кажется, что врачи напутали, умираю не я, а кто-то другой и все это лишь недоразумение.
 — Давайте быстрее, — бросает она через плечо. — Шевели ногами!
 Платье слишком коротко. Стоит мне вздрогнуть или нагнуться, как оно задирается. Машина гудит. Несколько парней пристально таращатся на мою грудь и задницу.
 — Почему ты ее слушаешь? — спрашивает брат.
 — Просто слушаюсь и все.
Подруга сияет. Она ждет, пока мы ее нагоним, и берет меня под руку.
 — Я тебя прощаю, — заявляет она.
 — За что?
 Она с заговорщицким видом наклоняется ко мне:
 — За то, что ты прожужжала мне все уши про свой облом с сексом.
 — Не было такого!
 — Было, было. Ладно, я не сержусь.
 — Больше двух говорят вслух! — вмешивается брат.
Подруга подталкивает его вперед и притягивает меня ближе.
 — Итак, — начинает она, — как далеко ты готова зайти? Если я скажу, ты сделаешь татуировку?
 — Да.
 — Попробуешь наркотики?
 — С удовольствием.
 — Признаешься вон тому дядьке в любви?
 Она указывает на лысого прохожего старше моего папы. Мужчина вышел из газетного киоска, сорвал целлофан с пачки сигарет и бросил его на землю.
 — Да.
 — Вперед.

 Мужчина выбивает из пачки сигарету, прикуривает и выдыхает дым. Я подхожу к нему; он с улыбкой поворачивается — наверно, думает, что это кто-то знакомый.
 — Я вас люблю, — произношу я.
 Он хмурится, потом замечает хихикающую подругу.
 — Проваливай, — рычит он. — Идиотка.
 Умора. Мы с подругой вцепляемся друг в друга и хохочем до слез. Брат строит раздраженную гримасу.
 — Пошли уже, — говорит он.

На рынке кипит жизнь. 
Люди толкаются, как будто случилось что-то из ряда вон выходящее; все куда-то спешат.
Мимо меня протискиваются толстые старухи с корзинами для покупок.
Родители с колясками перегораживают проход.
Смеркается; я стою посреди толчеи, словно во сне, и мне кажется, что я не двигаюсь, ноги мои как из свинца и прилипают к земле.
Мимо с отсутствующий видом шагают парни в свитерах с поднятыми капюшонами.
Бродят девчонки, вместе с которыми я когда-то училась.
Я сто лет не была в школе.
В воздухе висит запах хот-догов, бургеров и лука.
Чего тут только нет: подвешенные за ноги вареные куры, лотки с рыбой и требухой.
Куски свиных туш с торчащими ребрами.
Ткани, шерсть, кружева и занавески.
В ларьке с игрушками тявкают и кувыркаются собачки, заводные солдатики бьют в тарелки.
Продавец улыбается мне и показывает на огромную пластмассовую куклу, молча сидящую в целлофановой упаковке:
 — Всего десятка.
 Я отворачиваюсь, сделав вид, что не слышу.
Подруга сверлит меня взглядом.
 — Ты же вроде должна на все соглашаться. В следующий раз купишь, что бы тебе ни предлагали. Договорились?
 — Да.
 — Вот и хорошо. Я сейчас вернусь.
 И она скрывается в толпе.
 Мне жаль, что она ушла. Она мне нужна. Если она не вернется, мне нечего будет вспомнить об этом дне, кроме прогулки по детской площадки и восхищенного свиста вслед по дороге на рынок.
 — Как ты себя чувствуешь? — интересуется брат.
 — Нормально.
 — По тебе не скажешь.
 — Я в порядке.
 — Мне скучно.
 А вот это уже опасно, потому что, если брату захочет вернуться домой, мне придется согласиться.
 — Подруга сейчас вернется. Мы прокатимся по городу на автобусе. Сходим в магазин для фокусников.
Он пожимает плечами и засовывает руки в карманы:
 — Она не захочет.
 — Посмотри пока игрушки.
 — Там одна фигня.
 Неужели? В детстве папа приводил меня сюда, и я рассматривала игрушки. Они казались мне волшебными. Подруга возвращается не в духе.

— Он лживый ублюдок, — выпаливает она.
 — Кто-кто?
 — Он говорил, что сегодня работает, но его нет на месте.
 — Тот парень? И когда он это тебе сказал?
Подруга смотрит на меня как на полную идиотку и отходит. Она направляется к продавцу фруктового ларька и наклоняется над коробками с бананами, чтобы с ним поболтать. Он пялится на ее грудь.
 Ко мне подходит какая-то женщина. В руках у нее несколько пакетов. Она смотрит на меня в упор, и я не отвожу взгляда.
 — Десять свиных отбивных, три пачки копченого бекона и вареная курица, — шепчет она. — Будете брать?
 — Да.
 Она передает мне пакет и, пока я достаю деньги, запускает палец в свой шелушащийся нос. Я протягиваю ей 5-значную купюру; порывшись в кармане, она дает мне 2 купюры сдачи.
 — Почти даром, — говорит она.
 Когда она отходит, Брат встревоженно смотрит на меня.
 — Зачем ты это купила?
 — Заткнись, — обрываю я, потому что нигде в правилах не сказано, что я должна радоваться всему, на что соглашаюсь. У меня осталось мало денег, и я прикидываю, можно ли изменить правила и соглашаться только на то, что бесплатно. Из пакета мне на ноги капает кровь. Я раздумываю, нужно ли оставлять себе все, что купила.

 Возвращается подруга, замечает пакет и забирает его у меня:
 — Что там такое? — Она заглядывает внутрь. — Похоже на куски дохлой псины! — Она выбрасывает пакет в урну и с улыбкой поворачивается ко мне: — Я нашла своего парня. Он оказался на месте. И его друг с ним. Пошли.
 Мы пробираемся сквозь толпу, и подруга, не глядя на меня, признается, что после того вечера, как мы приехали к ним домой, она несколько раз встречалась со своим парнем.
 — Так почему же ты раньше молчала?
 — Ты целый месяц не объявлялась! К тому же я думала, что ты рассердишься.
 Так непривычно увидеть ребят при свете дня в ларьке с фонариками, тостерами, часами и чайниками. Оба кажутся старше, чем я запомнила.

Подруга заходит за прилавок поболтать со своим парнем. Мой кивает мне.
 — Как дела? — спрашивает он.
 — Нормально.
 — Пришла за покупками?
 Сейчас он выглядит иначе — потный, немного смущенный. Сзади подходит какая-то женщина, и нам с братом приходится посторониться, чтобы пропустить ее к прилавку. Женщина покупает 4 батарейки. Парень кладет их в пакетик и берет деньги. Женщина уходит.
 — Тебе нужны батарейки? — спрашивает он, не глядя на меня. — Бесплатно.
 Он так это говорит, будто делает мне огромное одолжение, будто ему меня жаль и хочется показать, что он хороший парень; тут я понимаю, что он все знает. Подруга проболталась. В его взгляде я читаю жалость и сознание вины. Он переспал с умирающей девицей и теперь боится. Вдруг я заразна? Моя болезнь тронула его за плечо. А что, если она затаилась и ждет, чтобы его сразить?
 — Так что, нужны? — Он берет с прилавка упаковку батареек и показывает мне.
 — Да, — выдавливаю я, стараясь скрыть досаду, беру его дурацкие батарейки и прячу в сумку.
 Брат пихает меня локтем в бок:
 — Ну, пошли, что ли?
 — Да.
Подруга обнимает своего парня за талию.
 — Нет! — протестует она. — Мы едем к ним. Через полчаса у них перерыв на обед.
 — Мы с братом идем гулять по городу.
 Она с улыбкой подходит ко мне. Она выглядит очень сексуально, наверно, Парень ее тискал.
 — Ты же вроде собиралась со всем соглашаться?
 — Брат первый попросил.
 Она хмурится:
 — У парней кое-что есть. Я обо всем договорилась. Хочешь, возьми с собой брата. Мы придумаем, чем его занять, — может, у них найдется игровая приставка.
 — Ты рассказала моему.
 — Что?
 — Про меня.
 — Нет.
 Она краснеет, бросает окурок на землю и затаптывает, лишь бы не смотреть на меня. Могу представить, как это случилось. Она приехала к парням, они забили на троих косяк, подруга дунула первой, глубоко затянулась, а они на нее смотрели. Потом спросила:
 — Помните мою подругу?
 И все им рассказала. Может, даже расплакалась. И ее парень наверняка ее обнял. А мой схватил косяк и затянулся глубоко-глубоко, чтобы ни о чем не думать.
 Я беру брата за руку и увожу. Прочь от подруги, прочь от рынка. Я тащу его за собой по ступенькам за ларьками, по дорожке вдоль канала.
 — Куда мы идем? — хнычет он.
 — Заткнись.
 — Я боюсь.
 Я смериваю его взглядом. Мне наплевать.

 Иногда мне снится, будто я брожу по дому, слоняясь по комнатам и никто из родных меня не узнает. На лестнице я встречаю папу, и он вежливо мне кивает, как будто я домработница или мы постояльцы в гостинице. Брат с подозрение таращится на меня, когда я захожу в свою комнату. Все мои вещи куда-то подевались; вместо меня тут живет какая-то другая девушка в платье в цветочек; у нее сочные губы и щеки, как наливные яблочки. Я понимаю, что это моя параллельная жизнь. Та, в которой я здорова, и мой парень был бы рад, что познакомился со мной. Наяву же я тащу брата по дорожке к кафе на берегу канала.
 — Тебе понравится, — поясняю я ему, — мы поедим мороженого, выпьем горячего шоколада и напиток.
 — Тебе нельзя сахар. Я все папе расскажу.
 Я крепче сжимаю ему руку. На дорожке к кафе стоит мужчина в пижаме и смотрит на воду. Во рту у него тлеет сигарета.
 — Я хочу домой, — ноет брат.
 Но мне не терпится показать ему снующих по дорожке крыс, яркие листья, облетающие с деревьев, то, как люди чураются трудностей, и объяснить, что этот мужчина в пижаме честнее и проще торопливо семенящей вслед за нами подруги с ее большим ртом и дурацкими локонами.
 — Иди отсюда, — не оборачиваюсь, бросаю я ей.
 Она хватает меня за руку:
 — Почему ты вечно делаешь из мухи слона?
 Я отпихиваю ее:
 — Не знаю. А ты как думаешь?
 — Это же никакой не секрет! Уйма людей знает, что ты больна. Ему все равно, но теперь он считает, что у тебя крыша поехала.
 — Так и есть.
 Прищурившись, она смеривает меня взглядом:
 — Знаешь, я думаю, тебе нравится, что ты больна.
 — Ты уверена?
 — Ты не можешь быть как все.
 — Ты права, так оно и есть. Какая ты умная! Хочешь, поменяемся?
 — Мы все умрем, — произносит подруга так, словно это только что пришло ей в голову и она ничего не имеет против такой перспективы.
 Брат тянет меня за рукав.
 — Смотри, — показывает он.
 Мужчина в пижаме пошел в воду. Он плещется на мелководье и хлопает руками по воде. Купальщик равнодушно смотрит на нас и улыбается, сверкая золотыми зубами. У меня по спине пробегает холодок.
 — Эй, красавицы, не хотите окунуться? — кричит он с каким-то акцентом.
 — Давай залезай, — подначивает подруга. — Чего же ты?
 — Ты мне приказываешь?
 — Да, — отвечает она со злобной усмешкой.

 Я оглядываю столики у кафе. Люди смотрят в нашу сторону. Они думают, что я наркоманка, ненормальная, что по мне психбольница плачет. Я заправляю платье в трусы.
 — Что ты делаешь? — шипит брат. — На тебя все смотрят!
 — А ты притворись, что ты не со мной.
 — Я так и сделаю!
 Я снимаю туфли; брат упрямо садится на траву.
 Большим пальцем ноги я пробую воду. Она такая холодная, что нога тут же коченеет.
 Подруга трогает меня за руку:
 — Эй, не надо. Я пошутила. Не глупи.
 Она что, вообще ничего не понимает?

 Я захожу в воду выше колен; от меня с кряканьем шарахаются утки. В канале неглубоко, вода мутная. Наверно, на дне полно всякого мусора. В этой воде плавают крысы. Люди швыряют в канал консервные банки, тележки для покупок, шприцы и дохлых собак. Жидкая грязь хлюпает под ногами.
 Золотозубый машет рукой, смеется и бредет ко мне, хлопая себя по бокам.
 — Молодец! — говорит он.
 Между его синих губ блестят золотые зубы. На голове глубокая рана, и по лбу на глаза сочится кровь. От этого я коченею еще больше.
 Из кафе выходит мужчина и кричит, махая посудным полотенцем:
 — Эй, вылезайте оттуда!
 На нем фартук; тряся животом, мужчина наклоняется, чтобы помочь мне выйти из воды.
 — Вы в своем уме? — пыхтит толстяк. — В этой воде можно подцепить любую заразу. — Он поворачивается к подруге: — Она с вами?
 — Извините нас, — просит она. — Я не смогла ее остановить. — она встряхивает волосами, чтобы он поверил, что она ни в чем не виновата. Терпеть этого не могу.
 — Мы не вместе, — вмешиваюсь я. — Мы с ней вообще незнакомы.
 Она затыкается; мужчина из кафе в растерянности поворачивается ко мне. Он протягивает мне полотенце, чтобы я вытерла ноги. Потом говорит, что я сошла с ума. Что вся молодежь — сплошные наркоманы. Он разоряется, а я смотрю вслед подруге, которая уходит прочь. Она становится все меньше, пока наконец не скрывается из виду. Мужчина из кафе спрашивает, где мои родители, знаю ли я дядьку с золотыми зубами — тот как раз вылезает на противоположный берег и над чем-то хрипло хохочет. Не переставая ворчать, мужчина из кафе усаживает меня за столик и приносит чашку чая. Я кладу себе три куска сахара и отхлебываю маленькими глотками. Все на меня таращатся. У брата смущенный и перепуганный вид.
 — Что ты наделала? — шепчет он.

 Мне так сильно будет его не хватать, что хочется сделать ему больно. А еще хочется отвезти его домой и передать папе, пока я не погубила нас обоих. Но дома скучно. Там легко со всем соглашаться, потому что папа никогда ни о чем меня не попросит.
 Чай согревает желудок. Пасмурное небо яснеет и тут же снова хмурится. Даже погода не может решить, что ей делать, мечется и совершает ляп за ляпом.
 — Пошли на автобус, — говорю я брату.
 Я встаю и обуваюсь, держась за край стола. Посетители кафе делают вид, что не смотрят на меня, но я ощущаю их взгляды. И от этого чувствую себя живой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий